Сабит Нурлыбаевич, Вы возглавили Комитет Генеральной прокуратуры в конце октября прошлого года, на этой должности работаете полгода. Пришли в самый разгар очередной правовой реформы, когда правоохранительные органы готовились к переходу на трехзвенную модель. Расскажите, в чем ее суть, какова роль вашего ведомства в этом процессе. И самое главное, что новая модель дает простым людям.

СН: 1 сентября прошлого года Глава государства в своем Послании народу Казахстана «Казахстан в новой реальности: время действий» поручил внедрить в Казахстане трёхзвенную модель с чётким разделением полномочий.

Трёхзвенная модель применяется практически во всех развитых странах. При такой модели за уголовный процесс отвечают три звена: полиция, прокуратура и суд. Полномочия между этими структурами чётко разграничены.

Полиция выявляет преступления, устанавливает причастных лиц, собирает улики. Прокурор, в рамках конституционных полномочий, предусмотренных ст.83 Конституции,  дает независимую оценку собранным доказательствам, пресекает нарушения прав граждан, не допускает вовлечения добросовестных граждан в уголовный процесс, поддерживает обвинение в суде. Суд еще на стадии следствия контролирует соблюдение прав человека, в том числе прокурором, а по результатам рассмотрения оценивает все доводы и выносит окончательный вердикт.

Уголовный процесс построен на основе четкого разграничения на три составляющие, которые являются логическим продолжением одного процесса.

Переход к трехзвенной модели, действующей в странах ОЭСР, требует серьёзной трансформации деятельности органов, осуществляющих досудебное расследование.

Это не только изменения законодательства. В то же время, требуется и изменение подходов к досудебному расследованию и навыков, как самих прокуроров, так и следователей в организационном плане.

В этой связи Генеральной прокуратурой, совместно со всеми органами досудебного расследования, был начат, так называемый «мягкий», поэтапный переход к полноценной трехзвенной модели уголовного процесса.

В соответствии с поручением Главы государства, на начальном этапе было введено согласование прокурором ключевых процессуальных решений, принимаемых органами досудебного расследования, которые затрагивают конституционные права лиц, вовлеченных в орбиту уголовного преследования.

В целях усиления защиты прав граждан в уголовном процессе были внесены соответствующие изменения в законодательство.

Помимо изменений в законодательстве требовалось в кратчайшие сроки реализовать технические изменения в информационной системе Единый реестр досудебных расследований (ЕРДР), оператором которой является Комитет.

Комитет с данной задачей справился и с 31 декабря 2020 года, в день вступления в законную силу законодательных поправок в Уголовно-процессуальный кодекс, все органы следствия и прокуратуры страны перешли на электронное согласование ключевых решений по уголовному делу.

Теперь решения о признании подозреваемым, определении квалификации деяния подозреваемого, квалификации уголовного правонарушения, прерывании сроков досудебного расследования, прекращении, а также обвинительный акт будут считаться незаконными без согласования прокурором.

Эти изменения позволяют защитить конституционные права граждан, как подозреваемого, так и потерпевшего, исключить факты необоснованного вовлечения в орбиту уголовного процесса и в целом обеспечить объективность расследования.

Хочу отметить, что согласование ключевых решений это - только первый этап. В последующем, ключевые процессуальные решения в ходе расследования будут приниматься уже не следователями органов досудебного расследования, а прокурорами. Прокурор, по независимой оценке результатов на каждой стадии расследования, то есть, оценивая собранные доказательства, будет принимать решение о признании лица подозреваемым, а по итогам расследования составлять обвинительный акт и поддерживать обвинение в суде. Процедура согласования тогда будет исключена.

Названные полномочия заложены в Национальный план развития Республики Казахстан до 2025 года.

Уже сейчас в рамках действующего законодательства начата пилотная апробация такого порядка путем образования следственных групп под руководством прокурора, который в ходе расследования принимает такие решения.

Техническое сопровождение апробации осуществляется также Комитетом. При этом одновременно мы совершенствуем и адаптируем ЕРДР к работе в условиях трехзвенной системы.

 

 

 

В чем преимущества электронного согласования ключевых процессуальных решений?

СН: Учитывая необходимость оперативного взаимодействия прокурора с органом досудебного расследования, и исключение излишних бюрократических проволочек, изначально была поставлена задача по обеспечению взаимодействия в электронном формате на основе ЕРДР.

Во-первых, это экономия времени следователей. Не нужно ездить с делом к прокурору, ходить по кабинетам, ждать, когда прокурор согласует решение.

Законодательными нормами четко определены сроки согласования ключевых решений прокурором.

Во-вторых, электронное согласование позволяет руководству органов следствия и надзирающему прокурору в режиме онлайн контролировать ход расследования уголовных дел.

Прокурор, который должен следить за законностью, включается в процесс не перед поступлением дела к нему, а с самого начала участвует в его расследовании.

При электронном согласовании минимизированы манипуляции, что также исключает возможность фальсификации.

В свою очередь Комитет дистанционно осуществляет надзор за достоверностью правовой статистики и обеспечивает объективной правовой информацией уполномоченные государственные органы, а также участников уголовного процесса.

 

Какие принимаются меры по защите прав граждан в уголовном процессе со стороны Комитета?

СН: Достоверность правовой статистики осуществляется путем контроля за полнотой и своевременностью наполнения сведений ЕРДР.

В ЕРДР отражаются не просто сведения, а принятые процессуальные решения. И от того на сколько правильно и своевременно они будут приняты зависят интересы людей, соприкасающиеся с уголовным процессом.

К примеру, человеку необходимы сведения о том, что он реабилитирован, чтобы устроиться на работу или решить другие свои вопросы. Есть дело, есть лицо, сроки по делу истекли, а решение не принято.

Сотрудники Комитета, без вмешательства в процессуальную деятельность органов уголовного преследования, ежедневно занимаются тем, чтобы таких ситуаций не возникало.

Нами реализован функционал СМС-оповещений о принятых решениях органами следствия по результатам рассмотрений заявлений граждан. К примеру, если полиция принимает решения об оставлении заявления гражданина без рассмотрения, то ему приходит соответствующее СМС-уведомление и он, если считает данное решение незаконным, может сразу обратиться с жалобой к надзирающему прокурору.

На портале Информационный сервис (Qamqor.gov.kz) Комитета реализована возможность подать заявление в полицию в режиме онлайн, не выходя из дома.

Выявление фактов нарушений конституционных прав граждан в уголовном процессе, а также выявление укрытых от учета преступлений – это одни из приоритетных задач, которые Комитет ставит перед собой.

 

Сабит Нурлыбаевич, с 1 июля этого года вводится в действие Административный процедурно-процессуальный кодекс. Насколько нам известно, новое законодательство значительным образом изменит действующий порядок рассмотрения обращений граждан и усилит ответственность государственных органов за принимаемые решения. 

Как нововведения отразятся на деятельности Комитета?

СН: Во-первых, Комитет, как и другие государственные органы является субъектом, рассматривающим обращения и оказывающим государственные услуги, поэтому требования Кодекса в полном объеме будут распространяться и на работу Комитета.

В то же время согласно действующему законодательству в сфере рассмотрения обращения граждан и новому Кодексу, Комитет определяет и утверждает порядок регистрации и учета обращений в государственных органах, органах местного самоуправления и юридических лицах со 100% участием государства.

Без строгой регламентации данных вопросов существуют риски нарушения прав граждан и юридических лиц. Могут допускаться факты не регистрации обращений в государственных органах, нарушения сроков рассмотрения. Государственные органы не будут иметь актуальную аналитическую информацию по обращениям, что чревато такими последствиями как принятие неправильных управленческих решений. 

Поэтому нами разработаны соответствующие правила, которые в скором времени будут подписаны.

Вторая задача, которую ставит перед нами Кодекс – определение порядка ведения системы «Электронные обращения». Здесь отмечу, что внедрение системы напрямую связано с практической реализацией Концепции «Слышащее государство», обозначенной Главой Государства.

В связи с этим во всех государственных органах внедряется единая система по работе с обращениями, отвечающая требованиям нового Административного процедурно-процессуального Кодекса.

Благодаря этой системе планируется упростить процедуры подачи и рассмотрения обращений.

Внедрение мы проводим совместно с МЦИРАП. К системе уже подключены все государственные органы.

 

Пресс-служба

Комитета по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры Республики Казахстан